Смысл игр

 

LizKatzКосплей геймера от Liz Katz

В чем смысл игр? Вопрос из серии «В чем смысл жизни?». Сегодня я попробую ответить на оба этих вопроса, не претендуя на какую-то особую вселенскую мудрость или знания: я поделюсь только своим видением, субъективным и кому-то наверняка не подходящим. Теперь, когда с дисклаймером покончено, можно перейти к сути. Существует множество статей, материалов и книг о том, почему и зачем люди играют. Да, вырабатывается доп(ф)амин и эндорфин. Да, преодоление препятствий, челленж, решение проблем, ощущение силы, погружение в сказку и альтернативные реальности, общение… Безусловно, все это есть. Но это ли причина, по которой играют люди? Нет. Это всего лишь следствие или сопутствующие бонусы, а причина кроется совсем в другом. Но чтобы ее понять, нужно сперва вообще понять что такое человек и в чем смысл его жизни.

В чем смысл жизни?

Вопрос, который задают все философы и эзотерики, наверное, с начала времен. Кто-то целит попасть в рай, кто-то стремится стать самым богатым человеком на земле, кто-то считает смыслом своего существования абсолютную власть. Кастанедианцы копят энергию ради освобождения и единственный смысл их жизни — эта цель. Как, впрочем, и у буддистов — нирвана, освобождение от всего этого цикла перерождений, колеса сансары и вообще — абсолютное счастье (кто испытывал клиническую смерть или оказывался «там» каким-то иным способом, тот знает, о чем идет речь). У многих женщин, матерей, смысл жизни — их дети. Наверное, у каждого есть свой ответ и своя цель. Но что же их всех объединяет, есть ли у них всех что-то общее? Прекратите читать дальше на несколько минут и подумайте, что же это, что их всех объединяет? Подсказка: нет, это не наличие у них всех единой цели, математику и логику, пожалуйста, задвиньте куда-нибудь подальше на некоторое время.

Если прошло пять минут за раздумьями или у вас уже есть ответ, можно читать дальше. В случае, если нет ни того ни другого, рекомендую вернуться на один параграф выше, перечитать его и повторить упражнение. Теперь я поделюсь своим пониманием того, что такое смысл жизни. А все, на самом деле, очень просто: это счастье. Достигая поставленных целей человек становится счастливым. И даже более того: идя к своей цели человек движется к счастью. И совершенно неважно, что у всех цели разные, что у всех способы достижения счастья разные. Наоборот, это прекрасно. Возьмем самый сложный случай: человек, который делает все для того, чтобы быть несчастным. Энергетический вампир, который питается за счет энергии окружающих, создает всем проблемы и неприятности и всегда оказывается жертвой, жалуется всем на то, как несправедлива жизнь и как ему плохо живется. Но если копнуть глубже, то именно в этом и заключается его персональное счастье, как бы это ни было извращенно и непонятно окружающим. Будучи максимально несчастным, этот человек потакает себе и испытывает свое собственное счастье. Куда это его приведет — вопрос другой. Власть — в принципе то же самое. Все стремятся быть счастливыми, и цели, которые люди себе ставят, всего лишь способ достижения счастья. Соответственно, какова бы ни была конечная цель в жизни человека, единственный смысл его жизни (даже если это жесточайший аскетизм) — достижение счастья. Теперь посмотрим, как же это связано с играми.

Смысл игр

Игра — это виртуальная реальность, которая дает игроку удивительную свободу действий и такие возможности, которых у них нет и никогда не будет в жизни реальной. Тут можно провести параллели с разными философиями: например, реально только то, о чем мыслит человек и если он мыслит об игре (играет) и погружен в виртуальную реальность, значит, она на самом деле реальна и нет никакой разницы между настоящим миром и вымышленным. Более того, эмоции, которые игрок испытывает во время игры, часто гораздо выше и острее, чем в реальном мире. Замечали ли вы, что виртуальном игровом мире время течет совсем иначе? Садясь на пять минут, вероятно, вы проживаете целую жизнь. И наоборот: казалось бы вы играли всего пять минут, а прошло уже несколько часов. И все это время человек движется к поставленной цели, будь то прохождение квеста, решение головоломки, получению максимальных очков, победе над противником. И это очень важно.

Когда человек движется к выполнению поставленной цели, он движется к обретению счастья. В виртуальном мире — к счастью виртуальному, сублимированному. Теряется ли при этом ценность и важность этого счастья? Я пока что не знаю (и, наверное, узнаю это только после моего персонального дедлайна, когда накопленный опыт пойдет в зачет). Но мне кажется что ценность остается: ведь это тоже опыт, тоже эмоции, хоть и своеобразные. Но как бы это ни было, во время игры, за очень короткий период времени человек постоянно и очень быстро движется к счастью, хоть и виртуальному. В реальном мире, очевидно, такая скорость просто невозможна.

В итоге, каждая игра — это симулятор получения счастья. Предполагаю, что больше всех играют люди, у которых движение к счастью в реальной жизни чем-то замедлено, а также те, у кого нет четкой цели в жизни. Первый случай — например, долгожданный релиз все никак не может произойти, разработка тянется и тянется. Цель все никак не достигается и постоянно откладывается, время идет медленно. Кто-то поставит себе альтернативные/дополнительные цели, а кто-то уйдет с головой в какую-нибудь игру. Второй случай — это когда человеку непонятно чем заняться в жизни. Почему играют, в основном, дети и подростки? Потому, что они еще только определяются с тем, что же именно сделает их счастливыми, выбирают свой путь. Много ли вы знаете преуспевающих бизнесменов или предпринимателей, которые играют в игры? Сомневаюсь. У них просто нет на это времени, потому что их цели находятся в реальном мире и приносят вполне реальное счастье при их достижении.

Как это использовать

Если согласится с моей точкой зрения на смысл жизни и смысл игр, то можно вывести следующее правило: смысл игр — делать людей счастливыми при помощи формирования близких и понятных им целей, которые они обязательно могут преодолеть и, чем цель сложнее в восприятии игрока, тем больше счастья он получит.

Разберем это правило: если в игре нет цели, то играть в нее, скорее всего, не будут. Ведь любое правило формирует цель для игрока. А что есть игра, как не набор правил, замаскированных сеттингом и игровыми сущностями? Можете представить себе игру без целей (на самом я знаю одну псевдоигру, которая играет сама, а игрок лишь наблюдает — но она, по понятным причинам, очень далека от популярности). В свое время, еще, по-моему на Спектруме, была игра «Питер Пэн», которая на самом деле была интерактивным мультиком, успешно завершающимся независимо от выбора действий игроком. Но даже там были цели, как мелкие (кликнуть куда-то, чтобы что-то случилось), так и глобальные (пройти игру и посмотреть завершающий мультфильм).

Вторая часть — о преодолении целей: если вы не можете преодолеть какую-то цель в игре (пройти уровень, убить босса, найти предмет), будете ли вы играть дальше? У вас останется несколько вариантов: вы будете вынуждены либо найти решение в интернете (или спросить друзей, что, по сути, одно и то же), заплатить (см. на тему Почему игроки ненавидят free-to-play) или уйдете. На самом деле есть очень мало игроков, которые будут долбить цель до тех пор, пока ее не преодолеют. Большинству нужны альтернативные способы: например, вернуться на несколько уровней назад, прокачаться и вернуться к непосильной цели, но с уже лучшими шансами. Между прочим, это очень грамотное решение, при котором можно ставить даже очень сложные цели и не бояться ухода игроков. Сильные игроки их преодолеют с первого раза, а те, кто послабее, будут возвращаться назад и прокачиваться. Монетизация тут тоже работает вполне хорошо, давая третьим игрокам (платежеспособным) возможность заплатить за преодоление цели.

Почему описанный выше способ хорош, чем он хорош? Потому, что чем сложнее преодолеваемая цель, тем больше счастья испытывает человек. Завязать шнурки — тоже цель, однако как испытываете ли вы счастье каждый раз, как завязываете шнурки? Вряд ли. Скорее наоборот, вы можете испытать раздражение от того, что вам каждый раз приходится это делать (если так, то вот вам бонусный совет: шанти, шанти, релакс). Но если вы посмотрите в свое прошлое, то может быть вспомните момент, когда будучи ребенком, вы впервые завязали свои шнурки. Это было сложно, почти невозможно, вы пытались сделать это не один раз — и вот, наконец, у вас получилось! Какой счастье, радость и гордость вы тогда испытали? Может быть в вашей жизни это были не шнурки, но у каждого есть масса аналогичных примеров. И то же самое в играх: например, побеждая какого-то босса впервые, вы испытываете максимум счастья. Побеждая его второй раз — меньше, и так далее. Поэтому игра должна предлагать все новые и новые цели.

Тут важно понимать одно: игроку важно не то что цель сложная, а то, как он ее воспринимает. На том же примере с боссом, если он будет мелким и чахлым, то радость от победы над ним будет небольшой. И наоборот: если босс большой, страшный, сильный, мощный, опасный — игрок испытает больше радости и будет ближе к счастью. Даже если мелкий босс был сильнее большого и страшного, большинство получит больше эмоций во втором случае.

 


 

На этом все. Повторюсь, я не претендую на абсолютную истину. Все, изложенное мной выше — мой личный подход к играм и нашей реальности, который может не совпадать с вашим. Если так, то я буду рад услышать вашу точку зрения и ваше понимание того, почему и зачем люди играют в игры. Единственная просьба: избавьте меня, пожалуйста, от комментариев на тему мышек и кнопке, и о химических реакциях, которые происходят в мозгу человека во время игрового процесса. Я с этим и так абсолютно согласен и считаю важными сопутствующими бонусами игрового процесса, которые надо обязательно учитывать и с которым обязательно нужно работать.



Мысли на тему “Смысл игр” (9)

  1. konon667 on 05.06.2014 at 2:08 пп ответил:

    Абсолютно с вами согласен по поводу счастья. Разве что есть исключения в виде совсем казуальных игрушек, которые просто позволяют убивать время менее скучным образом. Конечно, и это может принести счастье, но в основном это просто клацанье по кнопкам в зомбированном состоянии. Сомнительное счастье, какое-то бездушное.
    А действительно качественные проекты я бы сравнил с искусством и отнес бы сюда всякого рода фильмы, аниме…да все, что побуждает тебя чувствовать, наслаждаться каждым новым представленным миром, переносить себя на место героев, проникаться историей и, конечно, визуальным рядом. Ведь, по сути, компьютерная игра — это и есть кино. Просто она предлагает тебе иллюзию свободы и интерактивность.
    Ставить же перед собой вопрос о смысле игр и глубоко вдаваясь в рассуждения и ответы на него, я не дерзну. Хотя, если отвечать поверхностно — это развлечение. Всё, что можно противопоставить слову «скука». Жизнь была бы скучна без развлечений: будь у человека все деньги мира, на что они ему, если он не может избавиться от скуки? Второй вариант, приходящий на ум следом — это удовлетворение потребностей (в основном мечтателей и романтиков 🙂 ). Ведь если человек родился в душе космонавтом-исследователем, а наши реалии толком не позволяют «довезти» человека даже до Марса, что сможет протянуть руку помощи его обделенной душе?)
    Подводя итог, хочется сказать, что я не понимаю людей, которые вкладывают в слово «геймер» знатную долю презрения, отвращения и укора. Как будто ставя человека, согрешившего в любви к игрушкам (не азартным) на одну ступень с преступниками, наркоманами и алкоголиками. Я, например, так же могу относиться ко всякого рода материалистам, бизнесменам и прочим любителям вещей насущных. Не вижу разницы (в разумных пределах) между накоплением клада духовного и материального.

  2. timoniarus on 06.06.2014 at 7:00 пп ответил:

    Я думаю что люди играют в игры чтобы «закрывать Гештальты» каждый раз как они его открывают садясь за новую игру. И тут внимание вопрос! «Почему люди вообще начинают играть в любую игру (видео, настольную, спортивную, выдуманную в голове перед сном и т.д.)?» Почему люди легко способны принять чужие выдуманные правила, абсолютно при этом не моделируя результат? Вот на этот вопрос я не смог для себя ответить. Напрашивается что-то из детской психологии про несчастливые детства почти у всех детей, в следствии которых человек привыкает к ограничениям. Но тут я не силен.

    • Anti Danilevski on 06.06.2014 at 7:06 пп ответил:

      Люди (и не только люди, кстати) с самого детства играют в игры и получают свои дозы счастья как от самого процесса, так и от результата. Именно ожидание получения этих эмоций и является причиной, по которой люди играют в новые игры.

  3. Много слов. Есть спорные моменты вроде «энергетический вампир = жертва» или «счастье есть достижение цели». Не суть. Посыл ясен. Только вот ответ, представленный в статье на истину в последней инстанции никак не тянет. Для всякого действия нужны причины и возможности! В качестве причин может выступать как необходимость получить некий опыт так и банальная скука. В качестве возможностей — задание извне или просто свободное время. Многообразие комбинаций причин и возможностей определяют и те цели, которые преследуются человеком, выполняющим то или иное действие или последовательность действий. Я намеренно не ограничиваю «действия» одними лишь играми, и тем более не сужаю все многообразие игр до уровня игр компьютерных. Потому что «вся наша жизнь — игра, а люди в ней актеры» как говаривал небезызвестный Уильям Шекспир. Так уж устроен человек, что лучше всего он приобретает опыт, когда делает что-то сам. А то, что современные технологии позволяют делать это дистанционно и опосредовано по сути ничего не меняет.

  4. Peter T on 08.06.2014 at 8:43 дп ответил:

    Футбол, сериалы, [алко]рыбалка, экстремальный спорт — гораздо менее полезные виды активности, но почему-то игры получают львиную долю презрения. Мне кажется, это наиболее более актуальная проблема из «философских», связанных с играми.

  5. Все уже описано в «Теории потока». Поиграйте в Journey, Flow, там это на поверхности и классно реализовано через игры. А, вообще, смысла нет никакого. Каждый человек в каждый конкретный момент сам решает в чем его конкретный смысл, а в основном никто не задумывается. А игры — это просто вид медиа, ничего больше.

    • Anti Danilevski on 16.06.2014 at 1:48 пп ответил:

      Про поток я сам писал некоторое время назад. На мой взгляд это никоим образом не является причиной, это — следствие. Как и все прочие психологические или физиологические объяснения, все это очень далеко от истинной цели и смысла.

  6. Дмитрий on 27.06.2014 at 11:46 пп ответил:

    Еще один смысл жизни это саморазвитие. Счастье хорошо конечно, но это лишь сопутствующее саморазвитию ощущение, так же как и радость. Я считаю, что играя в игры человек должен узнавать что-то новое.

  7. Астрон on 11.08.2014 at 7:41 дп ответил:

    Находить счастье в видеоиграх можно геймдизайнеру и другим людям связанным с игровой индустрией, а для тех кто играет, т.е. самих игроков, понятие «счастья» для этого слишком масштабно, слишком большое. Игроки получают от игры простое, рядовое удовольствие. Понятие же «счастья» затрагивает удовольствие от жизни в целом.
    Поиграть в видеоигру — это получить удовольствие. Такого же рода удовольствие можно получить от игры в страйкбол, футбол да даже от просмотра фильма, чтения книги и т.д.
    Поэтому цель ‘стратегического’ плана игры — доставить игроку удовольствие, а то каким образом это будет реализовано зависит от ‘тактического’ плана и, вероятно, последний отличает все игры друг от друга.

Добавить комментарий

Навигация