Настольная игра Terra Mystica

terra-mystica-box

Я пишу обзоры довольно редко, только если мне игра действительно понравится и я буду готов игру порекомендовать. В случае с Terra Mystica, это именно так. Вообще, эта настольная игра уже далеко не новинка: она была выпущена в Германии в 2012 году. В 2013 она получила кучу наград, в том числе была признана лучшей стратегической настольной игрой года.

Началось мое знакомство с ней с того, что я подарил ее на Новый Год племянникам. Затем, примерно два вечера мы изучали правила — до самой игры дошли только на третий вечер. Для нас это не типично, в общем-то, но тут с правилами действительно все непросто: куча ресурсов, нюансов; игровое поле, плюс дополнительное, плюс карточка своего народа, бонусы, цели, фишки… в общем, сперва все это кажется чем-то очень сложным. Но когда правила осознаны, все становится легко и просто.

Terra-Mystica

Цель игры — набрать как можно больше очков, которые даются в основном за наибольшую территорию, строительство городов и продвижение по иерархии культов (которых всего четыре). Дополнительные бонусные очки могут даваться за выполнение мини-целей или стратегическое развитие своего народа. В общем, вся задача сводится к тому, чтобы правильно развиваться (терраформировать свои земли и строить на них здания, затем правильно их улучшать).

Звучит все просто, и все на самом деле просто. Однако территория ограничена и оппоненты тоже строятся и развиваются, да еще и так, чтобы всем остальным максимально затруднить развитие: в игре нет вообще прямого взаимодействия между игроками, только стратегическое. То есть нельзя захватывать чужие здания или разрушать их, но можно первым захватить клетку, нужную оппоненту и там построить дом — и все, он с этим уже ничего не поделает. С одной стороны это хорошо, игра мирная; с другой — снижает напряженность взаимодействия между игроками и лишает игру динамики.

В игре всего шесть раундов игры, в каждый из которых игроки могут делать разные действия. Затем игра завершается и подсчитываются очки. Сперва кажется, что это очень мало и что за шесть раундов ничего не успеть сделать; затем становится понятно, что шесть раундов, в целом, нормально. Однако такое ограничение делает некоторые функции игры бесполезными в 90% игр (какие писать не буду, кто играл, тот знает). То есть оно приводит к тому, что через некоторое время находится доминантная стратегия и все остальное отбрасывается: часто даже самые главные и ценные здания строить не имеет смысла, так как дешевыми можно добиться большего.

Тем не менее, игра отличная. Каждая игровая сессия абсолютно уникальна. Все это дает отличную replayability (не знаю как на русском, поэтому пишу как умею, уж простите). Динамику игры я бы оценил на 6 из 10, фан — примерно на столько же: через некоторое время доминантная стратегия приедается, хочется чего-то нового (что в игре есть), но все это приводит к худшим результатам и меньшим очкам в конце игры. Но так как в среднем одна игра на троих занимает около 1,5 часов, это не так уж критично.

Еще одним минусом я считаю саму систему начисления очков, которая не поощряет некоторые вещи, которые мне кажутся критичными. Например, не даются очки за захваченные сектора пропорционально их количеству, не даются они и за количество городов, ни за топовую позицию в культе. Но, с другой стороны, можно самостоятельно правила немного улучшить и получится то, что надо.

В целом, игра на 9 из 10 и в нее определенно стоит поиграть. Кроме того, было издано дополнение, в которое входит четыре новых народа и новое игровое поле, что еще больше разнообразит игру, которое тоже стоит заполучить.

 


Полезное:

1. Для профи: ссылка на AI, где можно попробовать разные стратегии. AI тупой, играет примитивно, так что это больше для исследований разных тактик и правил.

2. Heatmap — наглядная визуализация того, где лучше строиться и начинать какими народами. Взят он из этой темы.



Мысли на тему “Настольная игра Terra Mystica” (7)

  1. Максим on 12.01.2015 at 1:38 пп ответил:

    «replayability» — по-русски будет «реиграбельность» 🙂
    Интересно было почитать!
    P.S. Когда новые статьи по геймдизайну?)

    • Anti Danilevski on 12.01.2015 at 2:10 пп ответил:

      «Реиграбельность» мне не нравится, лучше уж я буду родным термином пользоваться 🙂

      Когда по ГД будут — пока не знаю, когда будет время и силы. Сейчас в на низком старте три проекта находятся, не до статей по ГД, которые требуют значительных ресурсозатрат.

      • Максим on 12.01.2015 at 2:20 пп ответил:

        Ну что же, удачи вам в ваших проектах 😉
        Я вот сейчас тоже делаю маленькую игрушку для андроида, эдакая проба пера, надеюсь скоро закончу и выпущу в релиз)

  2. Minimo on 12.01.2015 at 2:05 пп ответил:

    «replayability» — реиграбельность же, хорошее слово, понятное.

  3. Судя по рейтингам boardgamegeek это очень классная игра)
    Board Game Rank: 2
    Strategy Game Rank: 2

    странно тогда, что такие косяки

    1)Есть доминантная стратегия = игра не сбалансирована
    2) ограничение делает некоторые функции игры бесполезными в 90% иг
    — значит есть бесполезный контент
    (типичная болезнь многих игр — скиллы/апгрейды прокачал, а игра закончилась)
    3)взаимодействия как бы нет, блефа нет- ферма какая-то

    • Anti Danilevski on 12.01.2015 at 4:56 пп ответил:

      Совершенно верно, два первых пункта серьезно игру ухудшают.

      Что нет взаимодействия — кому-то наоборот, нравится. У меня тут и за, и против есть. Хорошо тут то, что игра добрая, не вызывает раздражения, нет классического для игр доминирования или, тем более, вражды/убийства/разрушения. С другой стороны, могла бы быть торговля, переуступка прав на землю, сделки… в общем, много чего могло бы быть.

      Но все это можно докрутить и самостоятельно 😉 Может быть имеет смысл просто сесть и написать для нее мод, с улучшенными правилами по очкам и взаимодействию.

Добавить комментарий

Навигация