Кикстартер: Успешных Историй Все Меньше

В последнее время все чаще и чаще говорят о том, что «краудфандинг умирает». Я решил изучить этот вопрос — так ли это на самом деле и как обстоят дела на сегодняшний день. Обычно я сам выгребаю все данные с Кикстартера и затем анализирую, но сейчас на это нет времени. Поэтому я воспользовался уже проделанной (отличной, кстати) работой PR-команды Icopartners (к ICO они отношения не имеют, к слову — их название появилось давно, до того как образовался термин ICO). В общем, чтобы не лить воду, сразу к цифрам.

Вот прекрасный скриншот, который демонстрирует ситуацию на конец 2016 года:

2016ks_yearly_projects_fundedornot

Количество успешно профинансированных кампаний по сравнению с 2015 годом упало на 14%. Количество вообще запущенных кампаний в 2016 году упало на 25%. Кроме того, можно сравнить например 2013 год (когда начался хайп Кикстартера) и прошедшие два года. Если перевести график в цифры, то получится следующая картина:

2013, all
Total 44094 100%
Success 19271 43,7%
Fail 24823 56,3%
2014, all
Total 66558 100%
Success 22233 33,4%
Fail 44325 66,6%
2015, all
Total 76867 100%
Success 22036 28,7%
Fail 54831 71,3%
2013, all
Total 58074 100%
Success 18823 32,4%
Fail 39251 67,6%

С 2013 по 2015 годы прослеживается динамика бурного роста количества кампаний, и, соответственно, снижение доли успешных. В то время многие шли, думая что это волшебная таблетка, качество кампаний падало. В 2016 году резко сократилось количество новых кампаний, когда потенциальные авторы немножко протрезвели и начали понимать, что краудфандинговая кампания — это работа, это денежные вложения и хороший продукт. Но, не смотря на это, успешных стало не сильно больше. На самом деле их стало меньше, чем даже в 2014 году. Я интерпретирую это как то, что сами авторы стали меньше верить в Кикстартер, а люди перестали доверять авторам. Что логично: после всех громких фейлов, после того, как многомиллионные кампании пропали с деньгами или не выполнили своих обещаний, о каком доверии может быть. Ведь если уж такие большие кампании проваливаются и оставляют своих бэкеров ни с чем, то что уж тут говорить о небольших проектах или инди-разработчиках?

Отдельно сравнение по играм:

2013, games
4058   Тotal
2578 63,53% Failed
1480 36,47% Successful
2014, games
5907   Тotal
3937 66,65% Failed
1970 33,35% Successful
2015, games
7421   Тotal
5163 69,57% Failed
2258 30,43% Successful
2016, games
6933   Тotal
4348 62,71% Failed
2585 37,29% Successful

С 2013 года по 2015 общее количество игровых кампаний возрастало: +45% в 2014, +25% в 2015… и -7% в 2016. Процент успешно профинансированных игр с 2013 года снижался на 3% ежегодно, но в 2016 году он даже выше 2013 года. Кажется что хорошо, однако ничего хорошего в этом нет: просто общее количество игр, на которые собирали деньги, упало на те самые 7%. Но это еще пол беды.

Беда заключается в том, что 49% с небольшим игровых проектов — это кампании, собирающие менее $10 тысяч. То есть в 2016 году 1275 «игр» — это игры, которые привлекали (или пытались привлекать) менее $10k. Вот так выглядит статистика игровых кампаний, успешно собравших средства на Кикстартере:

Total: 2585
<$10k 1275 49,3%
$10-$50k 887 34,3%
$100k-$500k 210 8,1%
>$500k 39 1,5%

Если на глазок прикинуть в этой статистике неуспешные кампании, я бы оценивал шансы кампаний, ищущих более $50 тысяч, не более чем 10% на успех. Шансы кампаний, собирающих более $100 тысяч — не более 5% на успех. Шансы >$500k для русских авторов — 0%.

Все-таки, почему все стало так плохо? Обычно можно услышать что-то вроде того, что я написал в самом начале. Во-первых, это потеря доверия потенциальных бэкеров к авторам и вообще краудфандингу в целом. Во-вторых, еще в 2014-2015 годах появился такой термин как crowdfunding press fatigue, «усталость прессы»: и крупным издниям, и блоггерам надоело писать о краудфандинговых кампаниях, потому что все это практически одно и то же. Исключением являлись совсем оригинальные или качественно сделанные кампании, где либо хорошо оплачен пиар, либо где есть звезды индустрии. Кроме того, журналисты, которые пиарили те же пропавшие холодильники, вполне обоснованно не хотят больше рисковать своей репутацией и писать о кампании, которая может исчезнуть. Авторам тоже сложно бороться с кампаниями, которые используют Кикстартер как площадку для пиара и продажи уже существующих продуктов (что обычная практика, не смотря на громкие заявления и публикации Кикстартера на тему «Kickstarter is not a store»). Еще какой store, ведь с этих кампаний Кикстартер получает свои деньги. Но я считаю, что этого все лишь симптомы. Причина болезни скрыта гораздо глубже.

Я считаю, что истинную причину проблем и симптомов индустрии краудфандинга заключается в самом краудфандинге. В том, что текущая его версия, построенная на обещаниях, в принципе более не может быть эффективной. Людям нужна гарантия того, что они не потеряют свои деньги, им нужна гарантия защиты. Сейчас этого не может дать ни одна существующая платформа. Наверное уже пару лет назад я рассказал о том, что нас ждет краудфандинг 2.0. Краудфандинг, где интересы бэкеров будут защищены и они ничего не будут терять, даже если авторы исчезнут с их деньгами. Казалось бы это невозможно, так не может работать…

Но, тем не менее, этот момент практически настал. Уже совсем скоро, если все пойдет по плану, то 26-го июня я сделаю анонс долгожданного краудфандинга версии 2. Краудфандинга, который решает проблемы с доверием и гарантирует бэкерам защиту их интересно. Я думаю, что независимо от того, как это все будет происходить, после этого всю индустрию в целом ждут большие, кардинальные перемены.

Так что следите за моими анонсами, следите за моим блогом — скоро, совсем уже скоро вы все узнаете, именно тут будет опубликован самая первая новость, и затем транслирована в нашу группу «Русские на Кикстартере«, хоть название и пора бы уже давно сменить.



Добавить комментарий

Навигация