Разработка игр и карма

«Если в произведении нет морали, если оно не содержит смысла, то оно не тронет душу зрителя или слушателя. Произведения без морали — пусты и забываются сразу после просмотра. Но произведения, содержащие мораль, столетиями или даже тысячелетиями остаются актуальными и востребованными.»

(с) Шандор Каллош, композитор, музыкант

 

nb6178-33

 

Кинематограф, игры и пропаганда

Мало кто сейчас понимает, что на самом деле это такое — компьютерные игры. Наше время можно сравнить с началом 19-го века, когда точно также мало кто понимал всю силу кинематографа. Были, однако, исключения. Это подтверждает знаменитая фраза Ленина «…из всех искусств для нас важнейшим является кино«, которую тот произнес в беседе с Луначарским. Почему Ленин так сказал? Будучи сильнейшим политиком, он знал все об управлении людьми и. Он понимал, что только мощная идея может сподвигнуть людей на революцию, поэтому он выбрал коммунизм в качестве ядра. Кинематограф был одним из способов, которым велась коммунистическая пропаганда. Ленин был абсолютно прав: смотреть и слушать гораздо проще, чем читать. Одну запись можно транслировать любое количество раз, это дешево, надежно и практично. Затем на смену кино пришло телевидение, которое точно также (и даже гораздо мощнее) является инструментом пропаганды и целенаправленно используется правительствами разных стран.

Теперь посмотрим на игры. В предыдущей статье я приводил некоторые цифры, показывающие индустрию игр и кино:

Оборот игр в мире за 2012 год и только PC составил $20 млдр. (грубо), а DFC Intelligence предсказывает рост до $70 млрд. в 2017 году (статья тут). Всемирный рынок мобильных игр за 2012 составил $9,9 млрд., прогнозируется рост до $15 млрд. к 2016.
Мировой рынок кино в 2012 году достиг $34,7 млрд (рост за год 6%, источник тут). Если сравнить темпы роста игровой индустрии и кино, то лидер через несколько лет станет очевиден.
UPD: еще отличная инфографика, спасибо Леониду Журавскому за ссылочку.

То есть игровая индустрия гарантированно обгонит индустрию кино и телевидения. Не смотря на то, что сегодня игровой рынок сильно сегментирован, все идет к тому, что уже весьма скоро игры станут кроссплатформенными; границы между компьютерами, приставками и мобильными устройствами постепенно будут истончаться и, рано или поздно, вообще сотрется. Это сделает игровой рынок более цельным (что означает, одна и та же игра будет работать на всех/любых устройствах). Наверное, вы уже поняли к чему я веду: очень высока вероятность того, что игры станут новым средством пропаганды. Это произойдет не скоро — достаточно посмотреть, как медленно, слабо и в то же время грубо власти пытаются внедриться в интернет. С играми все будет сложнее и, есть робкая надежда, что текущие власти эту задачу даже не осознают.

Так зачем же вообще писать эту статью, если шансы на то, что игры превратятся в инструмент государственной пропаганды, невысоки? Затем, что это мы делаем игры. Это мы знаем как их делать. И именно мы определяем то, какими они будут и что будут нести людям.

 

. . .

 

Original-Star-Wars-poster

 

Мораль в произведениях

В нашей стране считается, что моралистические произведения — это плохо. Действительно, бывают откровенно заказные, моралистически фильмы, из которых посыл выпирает так, что просто разрывает произведение на части; бывают фильмы наивные, в которых мораль настолько на поверхности, что ее очевидность и банальность вызывают отвращение. Но посмотрите на Гамлета — произведение, в которое заложен невероятный заряд, содержащие не одну, а великое множество моралей, каждая из которых важна и актуальна. Сколько уже столетий Гамлет остается актуальным — и останется всегда. Именно потому, что заложенная в него мораль дает произведению возможность резонировать со зрителями, волнует их, вызывает отклик и переживания, на которые не способны (в большинстве своем) современные произведения.

Может ли быть мораль в играх, и нужна ли она там? Давайте посмотрим на «Dishonored«: несправедливо обвиненный в убийстве своего монарха (императрицы), подданный предается незаслуженной каре. Но ему удается бежать и он начинает восстанавливает справедливость, уничтожая всех причастных к коварному заговору и ужасающему преступлению. Напоминает что-то, не так ли? И этот сюжет, даже пересказанный парой строк, уже вызывает интерес. И это происходит потому, что с этом сюжете заключена мощная мораль (грехи и кара, преступление и наказание, возмездие свыше и прочие вариации). Надо ли вообще говорить о «Star Wars«, где есть вообще все и даже больше? Надо ли говорить, что их вечная слава построена вовсе не на космических кораблях и необычном оружии?

Поэтому, если вы хотите сделать игру запоминающейся, вызывающей бурю эмоций и переживаний, подумайте о том, какую мораль будет нести игра. Будет ли это просто таймкиллер, бездушное развлечение (быстро забывающееся в 99% случаев), или это будет игра, к которой можно возвращаться даже спустя десять лет.

 

. . .

 

1296066409_s_fightwithenemypost_00009

 

Индустрия потребительства

Во время кампании «Divine Space» на Кикстартере я написал что-то вроде пресс-релиза, или небольшого описания о том, почему эта игра — другая. К моему (приятному) удивлению, он был перепечатан в блогах и обсуждался на конференциях некоторых других разработчиков игр. В этом пресс-релизе я просто рассказал о своем подходе к играм и к тому, какие игры я хочу делать. Почитать оригинал на английском можно на gamasutra.com

Мне кажется важной проблемой то, что человечество превращается все больше и больше в расу потребителей. Моральные и духовные ценности заменяются искусственными, материальными ценностями. Кинематограф (в лице Голливуда там и в лице отечественного телевидения тут) что есть мочи отвлекает людей от реальных проблем, подсовывает фальшивку под видом чего-то важного или нужного. Телевидение для этого подходит как нельзя лучше. Зачем и кем это делается есть много мнений, от самых невероятных теорий заговоров до потребностей рынка или самих зрителей (эффект «пипл хавает»).

Еще одной важной проблемой нашего времени является образование. Это личное мнение, основанное на том, что я наблюдаю (в нашей стране и некоторых европейских странах): идет кампания по уничтожению образования. Необразованной массой проще управлять; необразованные люди имеют очень мало вариантов и вынуждены становиться винтиками во всемирной машине (привет, «Гражданин Кейн«!). И тут тоже есть выбор: делать жвачку, которая убивает время и приносит доход авторам/издателям, или делать что-то, что обучает, что не просто отнимает время и деньги игроков, но дает им хоть что-то в обмен помимо удовольствия.

 

. . .

 

quilt

 

Личное: немного эзотерики

Самым умным на свете, циникам и прагматикам этот раздел рекомендуется пропустить во избежание получения тяжелых душевных травм.

Как создатель и автор игр, я могу решать, где хочу находиться: на стороне изготовителей аморальных, пустых штамповок или по другую сторону баррикад. Первый путь, которым идет кинематограф и телевидение, прост. Он гарантирует высокий доход своим адептам, простоту и востребованность их «продуктов» (так как произведениями это назвать вряд ли можно). Достаточно посмотреть на отечественную эстраду, чтобы понять о чем идет речь. Второй путь — сложный, неблагодарный и часто приводит к исчезновению авторов в безвестности. Иногда таких авторов-революционеров принимают за сумасшедших (объективности ради — иногда вполне заслуженно).

Раз уж это раздел о личном, то я расскажу немного о себе и своем мировоззрении. С я детства любил челленж, в играх играл (и играю) на максимальных уровнях сложности и, если в играх есть политика или командная игра, вставал на сторону оппозиции. После посещений Индии и некоторых трансцендентных переживаний (речь идет не о каких-то наркотических/психоделических опытах), я стал относиться к нашей реальности иначе (да, сейчас, читая эти строки, люди из сурового бизнеса 20-го века покрутят пальцем у виска, это нормально).

Карму тоже никто не отменял. Любой более-менее развитый духовно человек сейчас может видеть связи между поступками и результатами. Даже на небольшом временном отрезке связи становятся видимыми и, более того, с каждым годом последствия наступают все быстрее. Особенно хорошо это проявляется в странах Азии, достаточно пожить там некоторое время и обратить на это внимание. У нас все это происходит значительно медленнее, но точно также неотвратимо и неизбежно.

 

. . .

 

infamous___good_karma_poster_by_squall234-d3l734w

 

Мораль этого поста

Совокупность полученного опыта и нового мироощущения, понимания того, какие произведения затрагивают зрителей (игроков) и почему, а также интерес делать что-то сложное (с чем можно не справиться) привели меня как раз в ту точку, где важен не только результат, но и посыл. Я знаю, что хоть небольшой, но я имею шанс изменить этот мир, и я буду этот шанс использовать. Тем более, что в этом мире растет еще один маленький человек, очень важный для меня, и мне важно то, что будет его окружать.

В любую игру можно заложить смысл, мораль, обучение. Абсолютна любая игра может нести пользу и не терять при этом фан-фактора. Пусть польза будет крошечной, пусть это будет 1% из всего игрового контента; но если каждая игра будет нести небольшую пользу, то в совокупности игры смогут стать средством для развития человечества. Игры имеют преимущество перед кинематографом и телевидением — интерактивность. Благодаря ей, обучающие или развивающие моменты могут быть интересными, веселыми, захватывающими и ненавязчивыми. Они могут быть вообще незаметными и притом приносить немалую пользу. Они могут погружать в процесс и0 вызывать переживания, порождать мощный эмоциональный отзыв в игроках.

Например, это может быть квест про Эйнштейна, который в игровом процессе открывает новые законы; пусть сюжет будет фантастический, законы — реальны. Игроки, проходящие такой квест, узнали бы о том, что был такой ученый — Эйнштейн; что жил он вовсе не в середине 17-го века, а в 19-м; какие он открыл законы и как, и о чем они вообще. Можно ли такую игру сделать интересной? Однозначно так, пусть сейчас и жанр квестов не является ходовым. А ведь это может быть и паззл, и аркада, и вообще что угодно.

Еще один пример, та же игра «Divine Space«: она задумывалась как космический квест в стиле «Star Control II«, но звездная система была построена на основе реальных астрономических данных. Мне самому было невероятно интересно построить трехмерную карту звезд, посмотреть где находится солнце, какие рядом звезды, и где мы вообще в нашей галактике. Увидеть солнце, нашу планету рядом, и увидеть рядом Процион, тройные звезды Центавра (хотя я всегда думал, что Альфа Центавра — это одна звезда), обнаружить, что Сириус на самом деле — бинарная звезда, а Сириус Б — белый карлик… Увидеть все это было невероятно. Я знаю, что игроки, которым довелось бы играть в «Divine Space» (если бы игра вышла), навсегда запомнили бы то, какие звезды окружают Солнце. Важно ли это, пригодились бы им эти знания? Я верю в то, что такие вещи, как и любые реальные знания, расширяющие кругозор и эрудицию, полезны; что любые реальные знания заставляют думать, задавать вопросы, относиться к вещам критически и в целом развивают человека как личность.

Поэтому я призываю всех коллег и всех тех, кто отвечает за то, какие мы делаем игры, не бояться вкладывать в игры смысл, делать игры, которые будут приносить пользу людям. В конце концов, и вам, и вашим детям предстоит жить именно в том мире, в созидании которого мы принимаем ежедневное участие. Я призываю вас делать такие игры, которые будут помнить и после того, как вы покинете этот мир, или хотя бы стремиться их делать. Мы еще можем создать определенный тренд в играх, если хотя бы некоторые из нас будут думать не только об игровых механиках и доходности, но и о том, что будет нести игра людям.



Мысли на тему “Разработка игр и карма” (14)

  1. Михал Михалыч on 10.09.2013 at 4:36 пп ответил:

    «Это подтверждает знаменитая фраза Ленина «…из всех искусств для нас важнейшим является кино«, которую тот произнес в беседе с Луначарским. Почему Ленин так сказал?»

    А он такого и не говорил. Гражданин Ульянов был гораздо более вульгарен, чем типаж, пропагандируемый такими вот кумачевыми горе-цитатами. Что, ессно, ставит под сомнение ценность всего опуса в целом.

    «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк». В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. 5-е изд., Т. 44., с. 579

    • Анти on 10.09.2013 at 4:48 пп ответил:

      Это из письма Луначарского к Болтянскому. «Затем, улыбаясь, Владимир Ильич прибавил: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». На этом, помнится, наша беседа прекратилась.» Думаю, вряд ли Луначарский стал бы придумывать. Вообще же пишут, что сам Ленин вообще никогда не писал эту фразу (и другую) про кино. Про собрание сочинений — непонятно, но вообще к смыслу статьи это не имеет прямого отношения.

  2. Спасибо, что напомнили о важном

  3. Замечательная статья. Полностью согласен на сколько мне может позволять мой теоретический опыт. в 13 году 20 века кино было на уровне игр в 13 году 21го века. Стоит помнить, что за 20й век кино сделало огромный шаг вперед и стало тем, чем оно стало. И пока оно было режиссерским, а не продюсерским, оно было замечательно и стремилось делать людей лучше.
    Для Геймдева судьба пока еще не начертана и будет замечательно, если игры станут «режиссерским творением» и станут полноценным направлением искусства, а не поставленным бизнесом к 13 году 22 века.
    Буду дальше с удовольствием читать Ваш блог.

    • Анти on 26.09.2013 at 5:19 пп ответил:

      Спаибо и добро пожаловать 🙂

      На самом деле я верю, что у игр не останется другого выхода, как придти к нормальной режиссуре. Недовольство сериальностью в играх возрастает, потому что сериальность на текущий момент не дает ничего нового, кроме технической реализации (в основном). ГТА 5 продалась таким сумасшедшим тирадом не потому, что там новые эффекты или она такая красивая/реалистичная а потому, что там есть хорошая драматургия и сюжеты на высочайшем уровне, на мой взгляд.

      • «Тираж San Andreas составил более 17 миллионов копий только для PlayStaton 2»
        «К середине сентября 2011 года продажи игры превысили 22 миллиона копий.»
        Никакого феномена, после удачной игры следовала провальная, после провальной удачная.
        А для игроков гораздо ценнее неограниченные возможности. А вот сюжет, как и графика, должны быть на определенном уровне чтобы в неё играли. Сделай сейчас игру скажем чтобы вид был как в матрице из цифр. Или допустим майнкрафт, много ли он людей привлек графикой и сколько играющих в него отказались бы от приятной графики?
        Я так думаю что для начала разработчик должен подумать о развитии своей команды. Кстати вполне возможно что став профессионалами благодаря разработке игр, команда может принести человечеству больше пользы, создав целиком полезное приложение, нежели уделяя дополнительное время полезности их игр.
        Для того чтобы от игр не деградировали, они должны давать необходимость игроку думать.
        Но если уж говорить о карме. Многие все же играют чтобы расслабиться, чего хорошего принесет игра которая либо будет заставлять думать, либо никак не отдалена от реального мира. С другой стороны большинство игроков которые играют просто так, это дети и подростки. Получая полезную информацию они не держат её в голове. И в то же время получается такая фраза «Бесцельно прожитое детство», которая как по мне является бредом. Тот факт что дети лучше усваивают информацию и обучаются, не дает права отбирать у них детство. Хоть вроде бы гонять мяч полезно для здоровья, дети не от этого этим занимаются.
        Я считаю что использовать возможности детей для их развития, в каком то роде корыстно. А вот если ты честно делаешь для них игры такие как самому нравится, ты просто делишься с ними, ну разумеется что тебе нужны деньги, поэтому затрачивая на это время ты хочешь получать за это деньги. Думаю нужно делать хорошо для себя, и если ты это делаешь не только для себя, то оно будет хорошим и для других.

        • Gamedis on 17.10.2013 at 12:20 пп ответил:

          Ключевая фраза: «Для того чтобы от игр не деградировали, они должны давать необходимость игроку думать.» — соглашусь полностью. Игры должны развивать. Однако есть игры, построенные на примитивных человеческих инстинктах и выработке дофамина (повторяющиеся полуавтоматические действия). Такие игры приводят к деградации, к сожалению. И таких порядочно.

          Лично я же вообще за игры, которые дают не только возможность думать, но и какой-то новый опыт и новые, полезные в реальной жизни знания. Это сделать очень просто: рассказать в квесте о каком-то историческом персонаже; в стратегии смоделировать какое-нибудь интересное реальное сражение и объяснить, почему такая-то сторона победила и за счет чего; и так далее.

  4. Pingback: Игры - Пожиратели Времени | Gamedis.ru

  5. Хорошая статья: спасибо!

  6. Avedare on 22.11.2013 at 1:40 дп ответил:

    Хочу изъявить своё согласие с Вашими мыслями, Анти. С удовольствием читаю статьи Вашего блога!
    Интересных игр в наше время по пальцам счесть. Под словом «интересные», я имею в виду те, которые дают возможность задуматься, представить в своём воображении, поставить себя на место героя, осознать происходящее, запомнить в конце концов на всю жизнь.
    Возьмём, к примеру, платформер Super Meat Boy (SMB). На мой взгляд, это отличная игрушка, которой можно скоротать время. И только. В неё не надо погружаться, и в общем-то всю игру на 95% работает лишь спинной мозг.
    И есть Braid, поиграв который я был под большим впечатлением. Потом задумался: Почему?
    Braid — это история, рассказанная посредством отличного геймплея. А ведь все виды искусств — литература, поэзия, музыка, написание картин, кинематограф ведают нам о чём-то, рассказывают какую-то историю. Историю великого подвига, значимого события, или душевного переживания. И у каждой истории есть мораль, которую ты в итоге осознаёшь. Суть всей истории. То, с какой целью она была нам рассказана.
    Игры же, могут совместить в себе все виды искусств одновременно. Но, когда человеку, создающему игру нечего нам с вами рассказать, то теряется и культурная ценность этой игры. Просто представьте, человек начинает вам что-то рассказывать, описывает вам детально каждый взрыв и звук падающей гильзы, а в конце рассказа вы толком ничего не понимаете.
    Да, мораль может быть довольно проста, а может после окончания истории игроку придётся самому осмыслить то, что произошло в этой истории и почему.
    Игры, как и любой другой вид искусства, даёт нам возможность самовыражения в определённой интерактивной форме. А кто чем богат, тот тем и делится. Кому сказать нечего, тот и выдаёт пустышку.

    Искусство не должно опускаться до уровня общества. Искусство должно тянуть общество вверх.

    • Gamedis on 22.11.2013 at 11:38 дп ответил:

      Спасибо. Очень хороший комментарий, прямо можно в статью добавлять и если буду где-нибудь выступать на эту тему, обязательно упомяну.

  7. Kuzi4ka on 10.01.2014 at 6:05 дп ответил:

    Замечательная статья, удивительно, что такие мысли появляются у наших игроделов, в этой клоаке, где большинство может только красть и лениться. Есть так же тенденция в игродеве, которую, как мне показалась, автор разделяет, она тоже весьма прискорбна, это оказуаливание игр, причём каждый находит свой повод, что бы сотворить «что-то похожее на колбасу, но не являющуюся ей». Как-то не вяжется, с одной стороны забота об образовании, с другой способствование отуплению. Ну и пример с Эйнштейном не совсем в тему, всё таки создание шарлатанского течения в физике в 20 веке, это вряд ли заслуга.

  8. Евгений on 03.05.2016 at 11:42 пп ответил:

    Тоже над этим очень серьезно думаю. На самом деле это непростое дело создать действительно не просто сюжет, а духовный сюжет который бы учил игрока чему-то возвышенному и при этом игра была захватывающей, а не скучной. Ведь игры основываются в основном на набивании очков, денег, ресурсов, уничтожении персонажей. Пока не нашел золотой середины или примеров таких игр, но очень хочется найти.

Добавить комментарий

Навигация