Поможет ли краудфандинг отечественным инди-разработчикам?

barikin_pinup

Автор картинки: Валерий Барыкин 

Быстрый ответ: поможет. Если неубедительно, то можно читать дальше.

А теперь немножко деталей. Если вы следите за индустрией краудфандинга и игр, то наверное вы знаете два противоположных мнения, которые сейчас зарождаются в интернетах: «Инди, которые собирают на Кикстартере, просрали все полимеры провалили все сроки» и «В геймдеве всегда сроки валят даже топовые разработчики, ничего страшного!»

Есть еще одно мнение, локально-рыночное: «В России денег на игру не собрать, нужно запускаться на Кикстартере — воооот там вся рыба!» Мне немножко надоело слышать такие панические высказывания и я хочу разобраться с этими вопросами.

Инди проваливают обещанные сроки

Да. Проваливают. И инди, и не инди. Почти все вообще их проваливают, только умные разработчики давно уже поняли — конкретные сроки называть нельзя, иначе потом задолбят. Но на краудфандинговых площадках разработчики обязаны называть сроки, без указания срока кампанию не запустить. Так что разработчики честно считают сроки, сидят, планируют, пересчитывают, умножают на два. Потом они собирают 500% от нужной суммы и оказываются с деньгами, значительно превышающими их ожидания и необходимость.

Что происходит, когда бюджет на разработку вырастает? Появляется возможность сделать больше. Сделать больше = делать дольше. Делать дольше = сроки сдвигаются. Собрали в пять раз больше, во сколько раз дольше надо будет делать все фичи? Можно кого-то нанять дополнительно, но все равно сроки отодвинутся. Является ли это «провалом», о чем так модно истерить в последнее время среди журналистов? Конечно нет. Это вполне ожидаемое и предсказуемое увеличение сроков.

В чем проблема инди, собравших слишком много? В том, что они не объявили новые сроки заранее. Не написали «Мы собрали больше в Х раз, поэтому мы будем делать дольше в Y*2 раз». Постеснялись, не подумали или еще что-то, не важно. Косяк тут есть однозначно. Но виноват ли краудфандинг? Конечно нет. Это все равно что взять кредит в банке, его проиграть в казино и потом подать в суд на банк за то, что он выдал кредит и ты теперь в долгах. Журналисты очень любят путать палец с теплое с мягким. Краудфандинг — тут, разработка — там, две большие разницы.

В России не собрать на игру, нужно запускаться только на Кикстартере!

Вот тут есть доля истины. Но с каждым днем она становится все менее истинной. Недавно я публиковал на Crowdcult.com статью, написанную по моему же выступлению с РИФ-2013 Crowdcult. Там я рассказывал о том, как все было на Кикстартере в первые два года. Если вам интересны цифры, графики и тренды, то статья находится тут — тут все очень четко и понятно. Если вникать в детали и смотреть тренды (на которые я убил выходные, между прочим) недосуг, то вот вам краткий пересказ.

За первый год на Кикстартере кампании собирали в среднем по $4,5 тысячи, или около 140 тысяч рублей. Сейчас на Бумстартере средний сбор 123 тысячи рублей, на Планете — 71 тысяча (по причине того, что на Планете достаточно собрать 50% от нужно суммы). То есть картина в России практически один в один повторяет картину в США четыре года назад.

Не повторяет количества кампаний в год — у нас за год на двух площадках 439 успешные кампании, в США — 2280. Обусловлено это менталитетом русских людей и блатной заразой, ментальной плесенью известной под названием «не верь, не бойся, не проси», которой уничтожали дух единства русских людей на протяжении последних лет так ста.

Так вот, граждане инди-девелоперы. Если вы хотите поднимать деньги на свои игры и не иметь много-много геморроя сложностей с попаданием на Кикстартер, созданием видео понятного американцам, переводами материалов на английский — не надо бояться, а надо делать кампанию на наших площадках. Да, будет сложно. Да, может быть не соберете стомильонов. Начните с малого, соберите чуть-чуть, сделайте версию, соберите еще. Потому что каждая кампания развивает рынок краудфандинга в России, формирует фундамент… нет, засеивает поля денежными семенами, которые через 3-4 года вы сможете пожинать. Но у вас уже будет опыт создания кампании, работы с русской аудиторией, знание подводных камней. Поверьте, несколько лет пролетят очень быстро, вы даже не заметите как это случится. Вы просто откроете вашу любимую соцсеточку и увидите, что Вася Пупкин поднял тридцать миллионов рублей на свою игру и сделал он это в России. Вот тогда вы вспомните эту статью, стукнете себя ладонью (или чем нибудь еще) по лбу и зададите вполне закономерный вопрос: «Почему не я?!»

 

Пара мотивирующих картинок для ленивых

Планета: тренд роста количества успешных кампаний

планета_количество

 

 

Бумстартер: тренд роста количества успешных кампаний

бум_количество

В общем, читайте Краудкульт (только не спрашивайте, почему он такой сырой, мы работаем над этим), читайте этот замечательный блог и оставайтесь с нами, дальше будет еще интереснее.

Бонусом — статья из IGN (не новая) о том, почему задерживаются сроки разработок и почему в этом нет ничего страшного, ответ от игрового портала №1 любящим истерики журналистам. Я кстати не о ЦП, который вполне корректно и правильно рассказал о вижене этих журналистов.



Мысли на тему “Поможет ли краудфандинг отечественным инди-разработчикам?” (13)

  1. torshdev on 29.10.2013 at 1:42 пп ответил:

    «только умные разработчики давно уже поняли — конкретные сроки называть нельзя, иначе потом задолбят» — вот это пять. А вы много знаете умных разработчиков, которые работают без сроков?

    Если на кикстартере игра собрала в 5 раз больше, это не значит, что вырос бюджет разработки. Это абсолютно не значит, что нужно делать больше фичей. Это не значит, что сроки должны отодвинуться в пять раз. С такой логикой лучше работать в бюджетных организациях, там как раз цель — освоить бабло.

    «Обусловлено это менталитетом русских людей и блатной заразой, ментальной плесенью известной под названием «не верь, не бойся, не проси», которой уничтожали дух единства русских людей на протяжении последних лет так ста.» так объяснить разницу в количестве успешных проектов между США и Россией — это круто!

    Прочитав вашу статью, ответ на вопрос, заданный в заголовке, очень простой: «Нет!» И слава Богу.

    • Gamedis on 29.10.2013 at 1:52 пп ответил:

      Я уже много лет, слава богу, работаю в командах не называющих игрокам конкретные сроки до тех пор, пока игра не готова и может быть запущена уже сейчас. Тогда сроки можно уже называть.

      На Кикстартере есть такое понятие как stretch goal. Он обязывает разработчиков делать больше фич. Поэтому бюджет волей неволей вырастает.

      Ну а «да» или «нет» вы увидите сами уже совсем скоро.

      • torshdev on 29.10.2013 at 2:11 пп ответил:

        Я просто не разбираюсь в краудфандинге, но разве людям, которые дают деньги, не нужно называть сроки? А потом эти сроки соблюдать?

        Стретч гоал обязательно делать таким, чтобы его не осилить и увеличить разработку на несколько месяцев?

        Так а «да» или «нет», думаю, уже ответ очевиден, учитывая то огромное количество качественных проектов, которое породил кикстартер за последние годы.

        • Gamedis on 29.10.2013 at 2:17 пп ответил:

          Стретч гоал = дополнительный функционал, который будет реализован только если будут собраны дополнительные деньги (сверх минималки). Он не может делаться моментально, без доп. работы и доп. времени, или это будет просто обманом пользователей. Наверное есть какие-то хитрые сверхцели, но вряд ли в игровой индустрии (или вряд ли интересные бекерам).

          Про да/нет видимо я не понял коммент и говорил о русском рынке, о том, что и у нас тоже все будет ха-ра-шо!

      • А над чем именно вы работаете в данный момент? Имею ввиду игру)

        • Gamedis on 29.10.2013 at 2:26 пп ответил:

          Анонсирую в феврале скорее всего. Как обычно — юнити, соцсети, рискованный инновационный проект, мало кому пока что понятный 🙂

          • Хорошо, буду ждать. За время просиживания у вас на блоге своих дырявых штанов, начинаю вам доверять, если вы беретесь за игры. Нужно обязательно опробовать ваш последний проект, что в свете средневековья с мини порциями фэнтези) Надо, но нужны тут и деньги, и время. Хоть я и предпочитаю иметь дело с фантастикой (часто она очень слаба развита в играх, чем в книгах!), но все же стоит взять и проверить силы в почти реальном мире рыцарей и теней)

  2. Как всегда: статья очень познавательная и расширяет мою эродицию, в отличии от множества…гкхм…видео игр)

  3. beril on 31.10.2013 at 3:34 пп ответил:

    Как по мне мало российских игр собирает денег через краундфандинг. Все таки здесь есть немножко политики. Многие считают Россию по сей день «осью зла» и соответственно это передается и в отношение к российским разрабам.
    У украинских или белорусских разработчиков шансов собрать деньги на кикстартер больше. Это имхо мое мнение

  4. Почитав Ваш блог, поизучав вкратце вопрос краудфандинга, как-то картинка сложилась — стало в общих чертах все понятно и сложено в мозгу — до сегодняшнего вечера.
    Может быть, этот вопрос сотню раз задавался, тогда простите, но при всей простоте и перспективности картины, мне показалась «дыра» в ней: Допустим, вы собираете 100 тысяч долларов на разработку игры и подготовили кампанию, сняли видео, договорились о публикациях. Разве этой сотни тысяч хватит на разработку полноценной, хотя бы казуальной игры и ее раскрутку?

    Я посчитал зарплаты сотрудников в течение 8 месяцев и мне не хватило этих денег.

    • Gamedis on 07.11.2013 at 6:00 пп ответил:

      Все зависит от игры, команды и их требований. Для небольшой игры и команды из 4-5 человек, работающих в Воронеже/Украине/Таиланде этого вполне хватит; на большую игру конечно нет. Но этого может хватить на завершение разработки, или наоборот, на создание демо/прототипа.

      На Кикстартере вообще довольно сложно поднять деньги не имея демку или громкое имя, так что КС это больше (для игр) сбор под уже что-то имеющееся. Или если есть отличное видео, арт, идея — то можно собрать и под прототип. Никто же не заставляет собирать на полную версию и одним куском.

  5. Sergey on 13.05.2015 at 9:34 дп ответил:

    Недавно в России был запущен фонд развития мобильных разработчиков Cash4app, предоставляющий деньги на продвижение готовым проектам. App2Top.ru поговорил с руководителем фонда о его работе http://app2top.ru/marketing/cash4app-nasha-zadacha-pomoshh-indi-razrabotchikam-v-prodvizhenii-proektov-56647.html

Добавить комментарий

Навигация