Аластер Рейнольдс: Совершенная Фантастика

Alastair-Reynolds-Photo-by-Barbara-Bells

В основном я пишу про игры или индустрию разработки игр. Но горе тому геймдизайнеру, что не читает! И позор. Читать не просто нужно — читать необходимо. Это развивает мозг, объективность, расширяет кругозор и вообще всячески делает человека мудрее (если мы говорим не о женских романах; в этом случае, боюсь, все будет наоборот).  Помимо специализированных книг, о которых я писал раньше (и многих других, о которых я не писал), читать нужно и художественную литературу. Сегодня я хочу поделиться одним невероятным автором-фантастом, которого зовут Аластер Рейнольдс.

Я натолкнулся на его книги во время работы над космической игрой. Она была в стиле твердой научной фантастики. Я рыл все, что могло мне пригодиться, от Membrana.ru и материалов NASA до желтой прессы и псевдонаучных форумов, где велись серьезные дискуссии на тему НЛО или марсиан. Конечно же, я искал и читал фантастов, пишущих в том же стиле и жанре. С первой же прочтенной книги А. Рейнольдс стал для меня писателем-фантастом номер один. Srsly, лучше фантастики я никогда не читал. Конечно, это все субъективно. Петь дифирамбы я не буду, просто расскажу, почему мне так понравились его произведения.

Персонажи, сюжет, детализация

Когда мы читаем романы, то сильные эмоции рождаются только в том случае, если мы верим в происходящее на их страницах. И если персонажи пластиковые, как манекены, то грош цена такому произведению: сопереживания и эмпатии не будет. В книгах А. Рейнольдса герои настолько живые, насколько это вообще возможно. У них есть своя история, прошлое и настоящее; стремления; страхи и комплексы, пунктики и хобби, характерные черты и привычки, которые описывают их так, словно они реально существовали и были знакомы с автором. Это распространяется не только на главгероев, но и вообще на всех персонажей, которые более-менее приметны. Что особенно понравилось, так это то, что я не почувствовал предвзятости А. Рейнольдса к антагонистам: они не менее живые, чем ключевые положительные персонажи. Не помню кто и где говорил, что «антигерой не менее важен, чем герой, если даже и вовсе не более важен». Лично мне еще очень нравится то, что я не заметил особого деления на «хороших» и «плохих»: как и в жизни, у всех есть свои интересы, которые они преследуют. И это тоже очень хорошо влияет на погружение в описываемые им реальности.

Сюжеты, в которых живут персонажи, просто невероятны. Читая их, я, признаюсь честно, слегка завидую. У меня нет и никогда не будет таких знаний технологий, физики и естествознания, чтобы придумывать и настолько достоверно описывать все те удивительные устройства, принципы и механики, которыми просто кишат его произведения. Нет, я конечно тоже здорово пишу, как вы могли уже убедиться после прочтения этого блога, но действительно hard sci-fi такого уровня мне, однозначно, не потянуть. Я себя утешаю тем, что А. Рейнольдс изучал физику и астрономию, получил степень доктора философии, затем работал в Европейском Центре Науки и Технологии, который является частью Европейского Космического Агентства. Названия учреждений мог перевести не совсем точно, но смысл тот же. Кстати, это пример того, как среднее и высшее образование могут  таки оказаться полезными в жизни, вопреки мнению Криса Авеллоне из интервью, которое я у него недавно брал. Может быть поэтому очень многое из написанного А. Рейнольдсом кажется мне  пророческим, не уступающим дару предвидения Жюль Верна.

Эпичность и глобальность

Все настолько эпично, что аниме/манга наших глубокоуважаемых азиатских друзей не просто нервно курят, а ушли глубоко в запой. Акира? GIS? Матрица (содранная с GIS)? Evangellion и сотни других «эпических» творений (безусловно хороших) по сравнению с тем, что происходит на страницах романов Рейнольдса, кажется просто детским лепетом. Не зря в вики он называется автором «космических опер». Это действительно так. Уровень эпичности зашкаливает чуть больше чем невероятно. Притом все это передается через призму восприятия, мыслей и ощущений обычных людей (или почти людей). Мурашки по коже гарантированы в количестве, превышающем все ожидаемые пределы.

Твердая научная фантастика

Здесь нет «Он достал свой бластер из кармана и выпустил очередь прямо в гущу гоблинов, окруживших полуобнаженную девушку, привязанную к ракете со взрывчаткой». Да и бластеров тоже, насколько я помню, нет. Встречающееся оружие может, например, иметь полноценный искусственный интеллект, быть полуразумным и способным уничтожить того, кто попробует им воспользоваться без права доступа. Или оно может годами строиться из кусочков астероидов и пыли, которая присутствует в космосе. Спойлерить не буду, чтобы не испортить вам предстоящее удовольствие.

Интересный момент: прочитав «Revelation Space«, я придумал систему космических перелетов, которые хотел реализовать в «Divine Space«. Система решала проблему многолетних межзвездных перелетов, не оперируя фантастическими порталами, телепортами и гиперпространственными прыжками, но вместо этого использовала исключительно существующие на сегодняшний день технологии. Мне удалось решить проблему «пока я буду лететь от звезды А к звезде Б, все мои близки, друзья и знакомые умрут от старости«. Был запланирован специальный функционал, вплетающий это сюжетное решение в фундаментальный геймплей, который не только обосновывал реальность таких перелетов, но и делал мир гораздо интереснее. К сожалению, проект DS был закрыт (вопреки здравой логике и смыслу), и система с тех пор лежит у меня в загашнике. Если когда-нибудь опять решу делать космос (может быть по вселенным Рейнольдса), то я ее однозначно воплощу в жизнь. В чем секрет — не скажу, просто потому что это как раз одна из тех идей, которые не надо рассказывать (вопреки общему правилу «сами по себе, без реализации , идеи ничего не стоят и никому не нужны«).

Лучшее

На первое место я ставлю «Century Rain«. Почему? Потому что это потрясающая смесь фантастики и детектива. Очень неожиданная смесь технологической вселенной будущего и альтернативной истории; завязка плавная, но затягивающая неотвратимо.  «Revelation Space» на втором месте, хоть это была первый его роман, который я прочитал. Фанатам космоса наверное эта книга понравится больше. Долгая, темная, фаталистическая и очень интересная космическая опера. Имеется два других романа, которые происходят в той же вселенной (может быть и больше, могу ошибаться).

Напоследок

Я знаю, что я написал весьма восторженную статью. Но если вам показалось, что я написал ее спонтанно, под воздействием импульса, то это не так. «Revelation Space» я прочитал в 2010. С тех пор, когда есть время на художественную литературу, я возвращался к его книгам  и примерно с тех самых пор хотел написать подобный обзор.

Я настоятельно рекомендую читать его книги в оригинале, если у вас есть достаточные знания английского языка. «Redemption Ark» я начал читать в переводе и не смог преодолеть и четверти. Причина — текст оказался сильно упрощен; была утрачена игра слов, которой постоянно пользуется Рейнольдс. Вероятно потому, что сложность оригинала оказалась переводчику не по зубам.

Для тех, кто заинтересовался, ссылки:

Как всегда, комментарии приветствуются. Особенно буду рад рекомендация по авторам, чей стиль, качество глубина близки к книгам А. Рейнольдса.



Одна мысль на тему “Аластер Рейнольдс: Совершенная Фантастика

  1. В своё время, много лет назад так же отрыл Джорджа Мартина, а сейчас он уже стал попсой)

    Мартин тоже поразил меня масштабностью и умением подать мир с разных точек зрения, в его книгах видно что нет хороших и плохих, а есть просто люди со своими стремлениями, мечтами и судьбой. Причём эти люди смертны и ты по настоящему переживаешь закаждого персонажа (знаю что сейчас эта особенность Игры престолов всячески обстёбыается в инетиках). Мои попытки смотреть сериал прервались где-то на середине первого сезона, увы, совсем не то.

Добавить комментарий

Навигация